Меню сайтаСтатистика |
АГРЕССИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ
Материал подготовлен: учителем-логопедом МДОУ №168 Цинской Юлией Евгеньевной
Термин «агрессия» сегодня можно услышать очень часто. Но не все знакомы с определением этого понятия, с особенностями и видами агрессии.
Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, подавленности и д.р.). Агрессия бывает:
Основными причинами проявлений детской агрессивности являются:
- стремление привлечь к себе внимание сверстников; - стремление получить желанный результат; - стремление быть главным; - защита и месть; - желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство. Агрессивные действия у ребенка можно наблюдать уже с самого раннего возраста. В первые годы жизни, агрессия, как правило, проявляется в импульсивных признаках упрямства, которые часто не поддаются управлению взрослых. Например: сильное огорчение может вызвать у ребенка безумный страх или безумную ярость. Захлестнутый этой яростью, ребенок ничего не видит и не слышит, он не контролирует себя. Он может бросаться на пол, кричать, плакать навзрыд и т.д. Для родителей такие ситуации неприятны, и не поощряются, но и ненормальными их не считают. Такое поведение агрессивным можно считать условно, так как у ребенка нет целенаправленного намерения причинить ущерб окружающим. В более позднем дошкольном возрасте на первый план начинают активнее выдвигаться ссоры с ровесниками, связанные с обладанием вещами (чаще всего игрушками). В этот период развития примерно в пять раз возрастает число случаев использования детьми физического насилия. Вспышки ярости приобретают более целенаправленный характер. В дальнейшем ребенок учится контролировать свои агрессивные импульсы и выражать их в приемлемых рамках. Проявления агрессивности здесь могут зависеть от реакции и отношения родителей к формам поведения ребенка. Также начинают расширяться социальные контакты ребенка, он сталкивается с целой системой новых запретов, ограничений и социальных обязанностей. Невозможность разрешения этого конфликта приводит к тому, что в нем просыпаются злость, отчаяние и агрессивные тенденции. "Природный" агрессивный потенциал никуда не исчезает и в более зрелом возрасте. Просто начиная осваивать социальные нормы общества, общаясь со взрослыми и сверстниками (запреты, общепринятые правила и нормы), дети учатся регулировать свои агрессивные импульсы. Здесь важную роль играет ранний опыт воспитания ребенка в конкретной культурной среде, семейные традиции и эмоциональный фон отношения родителей к ребенку.
В тех сообществах, где ребенок имеет негативный опыт, формируются отрицательные черты личности. В результате формируются такие качества, как тревожность, подозрительность, эгоизм, жестокость. Своевременная психологическая коррекция поведения детей – залог благоприятного развития личности, умения владеть собой в любой жизненной ситуации. Агрессивность - это физический акт, который иногда может запускаться и поддерживаться эмоциями, входящими в комплекс враждебности. Она направлена на то, чтобы причинить ущерб, оскорбить или победить. В понятие «физическое действие» включается также речь. ТИПЫ АГРЕССИВНОСТИ У ДЕТЕЙ Гиперактивно-агрессивный ребёнок. Двигательно расторможенным детям труднее быть дисциплинированными и послушными. Такие дети, воспитываясь в семье по типу «кумира» или в атмосфере вседозволенности, попадая в коллектив сверстников, могут становиться агрессивными. Агрессивно-обидчивый и истощаемый ребёнок. Обидчивость может быть следствием как недостатков в воспитании, так и особенностями созревания нервной системы и организма. Повышенная чувствительность, раздражительность и ранимость будут провоцировать агрессивное поведение. Ребёнок с оппозиционно–вызывающим поведением. Если ребёнок часто грубит, но не всем, а только родителям, знакомым ему людям, то, наверное, в их взаимоотношениях что-то не складывается: с ребёнком редко общаются; ему скучно и он переносит на взрослых собственное настроение и проблемы, перекладывает ответственность за свое поведение. Агрессивно-боязливый ребёнок. Враждебность, подозрительность могут быть средством защиты от мнимой угрозы, «нападения». Агрессивно-бесчувственный ребёнок. Есть дети, у которых способность к сопереживанию, сочувствию к другим нарушена. Такой ребёнок часто раздражается или, наоборот, равнодушен, дерется, обзывается, мучает животных, и при этом ему трудно понять, что обиженному плохо и больно. Роль семейного воспитания в проявление агрессивности у ребенка □ Родители систематически проявляют физическую или вербальную агрессию по отношению к ребенку => вероятность проявления у ребенка защитной агрессивности или подражания модели поведения родителей => ребенок часто конфликтует, дерется, на занятиях и уроках выкрикивает и т. п.; применяет агрессивную модель поведения в жизни. □ Родители применяют слишком суровые, несоотносимые с проступком наказания => уровень агрессивности у ребенка повышается, возрастает готовность к агрессивным действиям => вероятность реактивной (ответной) агрессивности в более старшем возрасте; проявления защитной агрессивности. □ Родители не обращают внимания на агрессивное поведение, вспыльчивость ребенка, не контролируют его поведение => вседозволенность => проявление агрессивности в дальнейшем как типичной поведенческой черты. □ Родители не дают возможности ребенку проявить способность к самостоятельному выбору, не позволяют ребенку заявить о себе, запрещают любые формы проявления детского гнева => ребенок избегает открытого проявления гнева, систематически подавляет свои эмоции => деструктивная агрессивность => насмешки над окружающими, побуждение к агрессивным действиям других, воровство, внезапные вспышки гнева. □ Родители проявляют агрессию по отношению к окружающим в присутствии ребенка (например, отрицательно высказываются по поводу соседей по коммунальной квартире или по поводу педагогического стиля в детском саду и т. д.) => у ребенка закрепляется уверенность, что окружающие люди являются виновниками всех их бед => вероятно, что дошкольник возьмет эту модель за основу своего дальнейшего поведения => проявления агрессии. □ Конфликты между родителями, развод => демонстративная агрессивность (привлечение внимания к своей персоне); формирование агрессивной модели «выяснения отношений».
Рекомендации родителям: Ø будьте последовательны в воспитании ребенка; Ø старайтесь быть внимательными к нуждам ребенка; Ø старайтесь вводить меньше запретов и не повышать голоса на ребенка, помните, что это самые неэффективные способы преодоления агрессивности; Ø все вводимые вами запреты должны высказываться в тактичной форме; Ø давайте возможность ребенку выплескивать свой гнев, смещайте его на другие объекты; Ø показывайте ребенку личный пример эффективного поведения; Ø старайтесь не допускать при ребенке вспышек вашего собственного гнева; Ø если вы все же в гневе — старайтесь не прикасаться к ребенку лучше уйдите в другую комнату; Ø наказывайте ребенка только за конкретные проступки, наказания не должны унижать ребенка; Ø не стесняйтесь лишний раз пожалеть, приласкать ребенка, он должен чувствовать, что вы любите и принимаете его. |
Вход на сайтПоискКалендарь
Архив записей
Друзья сайта |