Суббота, 20.04.2024, 08:00

Приветствую Вас Гость | RSS

АГРЕССИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

 

Материал подготовлен:

учителем-логопедом МДОУ №168

Цинской Юлией Евгеньевной

 

Термин «агрессия» сегодня можно услышать очень часто. Но не все знакомы с определением этого понятия, с особенностями и видами агрессии.

 

Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, подавленности и д.р.).

Агрессия бывает:

  • физическая (нападение) - использование физической силы против другого лица;
  • вербальная - выражение негативных чувств через форму и содержание (крик, ссора, грубость, ругань, угроза и т.д.);
  • прямая - непосредственно направленная против кого-то;
  • косвенная - действия, которые окольным путем направлены на другое лицо (сплетни, язвительные шутки и замечания и т.д.), и действия, которые характеризуются отсутствием конкретной направленности и не упорядоченностью (топанье ногами, взрыв ярости, которые проявляются в крике и т.д.);
  • инструментальная - являющаяся средством достижения какой-либо цели;
  • враждебная - действия, целью которых является причинение вреда объекту агрессии;
  • аутоагрессия - проявляется в самообвинении, самоунижении и т.д.

Основными причинами проявлений детской агрессивности являются:

 

- стремление привлечь к себе внимание сверстников;

- стремление получить желанный результат;

- стремление быть главным;

- защита и месть;

- желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.

Агрессивные действия у ребенка можно наблюдать уже с самого раннего возраста. В первые годы жизни, агрессия, как правило, проявляется в импульсивных признаках упрямства, которые часто не поддаются управлению взрослых. Например: сильное огорчение может вызвать у ребенка безумный страх или безумную ярость. Захлестнутый этой яростью, ребенок ничего не видит и не слышит, он не контролирует себя. Он может бросаться на пол, кричать, плакать навзрыд и т.д. Для родителей такие ситуации неприятны, и не поощряются, но и ненормальными их не считают. Такое поведение агрессивным можно считать условно, так как у ребенка нет целенаправленного намерения причинить ущерб окружающим.

В более позднем дошкольном возрасте на первый план начинают активнее выдвигаться ссоры с ровесниками, связанные с обладанием вещами (чаще всего игрушками). В этот период развития примерно в пять раз возрастает число случаев использования детьми физического насилия. Вспышки ярости приобретают более целенаправленный характер.

В дальнейшем ребенок учится контролировать свои агрессивные импульсы и выражать их в приемлемых рамках. Проявления агрессивности здесь могут зависеть от реакции и отношения родителей к формам поведения ребенка. Также начинают расширяться социальные контакты ребенка, он сталкивается с целой системой новых запретов, ограничений и социальных обязанностей. Невозможность разрешения этого конфликта приводит к тому, что в нем просыпаются злость, отчаяние и агрессивные тенденции.

"Природный" агрессивный потенциал никуда не исчезает и в более зрелом возрасте. Просто начиная осваивать социальные нормы общества, общаясь со взрослыми и сверстниками (запреты, общепринятые правила и нормы), дети учатся регулировать свои агрессивные импульсы. Здесь важную роль играет ранний опыт воспитания ребенка в конкретной культурной среде, семейные традиции и эмоциональный фон отношения родителей к ребенку.

 

В тех сообществах, где ребенок имеет негативный опыт, формируются отрицательные черты личности. В результате формируются такие качества, как тревожность, подозрительность, эгоизм, жестокость.

Своевременная психологическая коррекция поведения детей – залог благоприятного развития личности, умения владеть собой в любой жизненной ситуации.

Агрессивность это физический акт, который иногда может запускаться и поддерживаться эмоциями, входящими в комплекс враждебности. Она направлена на то, чтобы причинить ущерб, оскорбить или победить. В понятие «физическое действие» включается также речь.

ТИПЫ АГРЕССИВНОСТИ У ДЕТЕЙ

 Гиперактивно-агрессивный ребёнок. Двигательно расторможенным детям труднее быть дисциплинированными и послушными. Такие дети, воспитываясь в семье по типу «кумира» или в атмосфере вседозволенности, попадая в коллектив сверстников, могут становиться агрессивными.

Агрессивно-обидчивый и истощаемый ребёнок. Обидчивость может быть следствием как недостатков в воспитании, так и особенностями созревания нервной системы и организма. Повышенная чувствительность, раздражительность и ранимость будут провоцировать агрессивное поведение.

Ребёнок с оппозиционно–вызывающим поведением. Если ребёнок часто грубит, но не всем, а только родителям, знакомым ему людям, то, наверное, в их взаимоотношениях что-то не складывается: с ребёнком редко общаются; ему скучно и он переносит на взрослых собственное настроение и проблемы, перекладывает ответственность за свое поведение.

Агрессивно-боязливый ребёнок. Враждебность, подозрительность могут быть средством защиты от мнимой угрозы, «нападения».

Агрессивно-бесчувственный ребёнок. Есть дети, у которых способность к сопереживанию, сочувствию к другим нарушена. Такой ребёнок часто раздражается или, наоборот, равнодушен, дерется, обзывается, мучает животных, и при этом ему трудно понять, что обиженному плохо и больно.

Роль семейного воспитания в

проявление агрессивности у ребенка 

□   Родители систематически проявляют физическую или вербаль­ную агрессию по отношению к ребенку => вероятность прояв­ления у ребенка защитной агрессивности или подражания мо­дели поведения родителей => ребенок часто конфликтует, дерется, на занятиях и уроках выкрикивает и т. п.; применяет агрессивную модель поведения в жизни.

□   Родители применяют слишком суровые, несоотносимые с про­ступком наказания => уровень агрессивности у ребенка повы­шается, возрастает готовность к агрессивным действиям =>

вероятность реактивной (ответной) агрессивности в более стар­шем возрасте; проявления защитной агрессивности.

□   Родители не обращают внимания на агрессивное поведение, вспыльчивость ребенка, не контролируют его поведение => все­дозволенность => проявление агрессивности в дальнейшем как типичной поведенческой черты.

□   Родители не дают возможности ребенку проявить способность к самостоятельному выбору, не позволяют ребенку заявить о себе, запрещают любые формы проявления детского гнева => ребенок избегает открытого проявления гнева, систематичес­ки подавляет свои эмоции => деструктивная агрессивность => насмешки над окружающими, побуждение к агрессивным дей­ствиям других, воровство, внезапные вспышки гнева.

□   Родители проявляют агрессию по отношению к окружающим в присутствии ребенка (например, отрицательно высказываются по поводу соседей по коммунальной квартире или по поводу пе­дагогического стиля в детском саду и т. д.) => у ребенка закрепля­ется уверенность, что окружающие люди являются виновниками всех их бед => вероятно, что дошкольник возьмет эту модель за основу своего дальнейшего поведения => проявления агрессии.

□   Конфликты между родителями, развод => демонстративная агрессивность (привлечение внимания к своей персоне); фор­мирование агрессивной модели «выяснения отношений».

 

Рекомендации родителям:

Ø  будьте последовательны в воспитании ребенка;

Ø  старайтесь быть внимательными к нуждам ребенка;

Ø  старайтесь вводить меньше запретов и не повышать голоса на ребенка, помните, что это самые неэффективные способы пре­одоления агрессивности;

Ø  все вводимые вами запреты должны высказываться в тактич­ной форме;

Ø  давайте возможность ребенку выплескивать свой гнев, смещай­те его на другие объекты;

Ø  показывайте ребенку личный пример эффективного поведения;

Ø  старайтесь не допускать при ребенке вспышек вашего собствен­ного гнева;

Ø  если вы все же в гневе — старайтесь не прикасаться к ребенку лучше уйдите в другую комнату;

Ø  наказывайте ребенка только за конкретные проступки, наказания не должны унижать ребенка;

Ø  не стесняйтесь лишний раз пожалеть, приласкать ребенка, он должен чувствовать, что вы любите и принимаете его.