Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений
Основным условием правильного воспитание ребенка дошкольного возраста является обеспечение достаточного разнообразия внешних воздействий, организация зрительного и слухового мира (Л.А. Венгер, Ш.А. Абдуллаева, Э.Г. Пилюгина, Н.П. Сакулина и др.). Для выполнения этого условия необходимо: соответствующее оборудование помещения и особенно окружающего ребенка пространства, постоянное общение взрослого с ребенком, систематическое проведение специальных занятий.
В нашем дошкольном учреждении сенсорное развитие детей осуществляется в различных формах образовательной деятельности. Одной из таких форм являются дидактические игры. Такие игры учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющих, принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение. Основная особенность дидактических игр – обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правила дает возможность более планомерно использовать эти игры для умственного воспитания детей. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей, но не открыто, а реализуются через игровую задачу. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций. Так как предоставляют воспитанникам возможность:
повторно воспринимать окружающие предметы и их свойства, упражнять в их узнавании и различии;
оформлять чувственное впечатление, уточнять названия предметов и их характерные свойства (форма, величина, цвет). Ориентироваться не только по внешнему виду предмета, но и по словесному описанию;
делать первичные обобщения, группировать предметы по общим свойствам;
соотносить, сравнивать жизненные свойства предмета с имеющимися мерками, сенсорными эталонами (форма предметов с геометрическими фигурами).
Дидактические игры и упражнения проводятся с помощью материалов сенсорного уголка в группе или в сенсорной комнате детского сада.
* * *
В группе созданы дидактические ширмы со съемными фигурами различного цвета и собрано большое количество пособий и материала для определения цветового спектра. Сенсорная комната также обеспечена всем необходимым для успешного развития детей. Многие дидактические игры и пособия являются авторскими разработками и созданы своими руками, так например игра «Чудесные прищепки», «Волшебные бусы», «Цветовая мозаика», «Чудесные цветы», «Разноцветные крышечки», «Спрячь мышку», «Цветовой коврик» и т. д.
* * *
* * *