Четверг, 28.03.2024, 19:48

Приветствую Вас Гость | RSS

РЕЧЬ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА: 2-3 ЛЕТ.

Материал подготовлен:

учителем-логопедом МДОУ №168

Цинской Ю.Е. 

На третьем году жизни продолжается быстрое развитие речи ребенка. Словарь его растет с каждым днем. За год он увеличивается в 3—4 раза, достигая 1300— 1500 слов. Ребенок как бы на лету ловит и повторяет не только новые слова, но теперь уже и целые обороты речи, и с легкостью запоминает стихи, песни, сказки, хотя он далеко не все понимает из того, что так быстро схватывает.

В течение дня, почти не умолкая, звенит голосок малыша, он спрашивает, рассказывает, сообщает, оценивает поступки, рассуждает и т. п. Он разговаривает не только с окружающими, но и сам с собой, обозначая словами свои действия, намерения («Сейчас куколку положу спать», «Дом нарисую»). Говорит он и с игрушками — куклой, мишкой, зайкой. Часто он устраивает своеобразную игру: повторяет много раз одни и те же часто бессмысленные слова, произносит их на разные голоса, придает им одинаковые окончания, например: «Ванька-бань-ка-няиька», «бапти-тткти», «тетелька-коптелька», «ка-ляка-маляка-козяка».

Малыш настолько уже владеет речью, что может понятно для окружающих объяснить, что ему нужно, рассказать о том, что видел или слышал (даже если это делалось или говорилось совсем не для него).

К концу третьего года ребенок употребляет сложные, распространенные предложения и пользуется уже почти всеми частями речи, хотя согласует их не всегда грамматически правильно, например: «Я пойду с мишком», «У автобуса ножков нет». Иногда он заменяет не очень еще хорошо усвоенные слова родного языка своими собственными, сами придумывают слова для обозначения новых для них понятий: «бобятами» называет меленькие бобы; крышка у него — «закрывалка», мелок — «белок», друг — «подруг», резинка — «стиралка», «собачки не говорят, собачки авают» и т. п.

С возрастом речь ребенка становится все более выразительной, ярко отражающей различные чувства, переживания ребенка. После двух лет произношение у него уже более правильное, чем раньше, но все же оно еще сильно отличается от произношения взрослых. Так, многие звуки произносятся смягченно (Женя — «Зеня»); отдельные звуки в словах то заменяются другими, то переставляются или совсем опускаются, например: ложка — «лофка»; бегу—-«бежу», ведерко—«деверко»; говоришь— «галовишь»; красный — «касный»; платье —«патье»; Маринка— «Маинка».

Многие дети в этом возрасте еще не могут правильно произносить шипящие звуки и звук «р»: «сяпка» — шапка, «либа» — рыба. Это происходит в силу того, что дети еще не очень хорошо воспринимают на слух звуковые различия и не научились еще произносить некоторые звуки. Все это делает речь детей очень своеобразной.

Советы родителям по развитию речи детей:

  • Развивая речь, нужно заботиться не столько о том, чтобы ребенок произносил как можно больше слов, сколько о том, чтобы слышимые и произносимые слова были наполнены живыми образами, конкретным, действенным содержанием. А для этого надо не только говорить с ребенком о том или другом, но и знакомить его с реальным миром вещей, явлений, событий. Надо, чтобы он то, о чем с ним говорят, видел своими глазами, слышал своими ушами и по возможности при этом действовал своими руками.
  • Расширению кругозора и развитию речи ребенка в этом возрасте в большой степени способствует разнообразие явлений окружающей жизни, которые он наблюдает. Жизнь дома, улицы, природы так разнообразна, что может дать очень много для обогащения содержания речи маленького ребенка. Гуляя с ребенком, обратите его внимание и поговорите с ним о том, что солнышко ярко светит, что снег тает, остановитесь с ним и посмотрите, как красят дом.

  • Необходимо стремиться к пониманию ребенком того, о чем с ним говорят, и того, что он сам говорит, а не к развитию у ребенка лишь механического воспроизведения слышанного.
  • Очень многие родители читают своим детям непонятные им по смыслу стихи, сказки и ведут разговоры с малышами о том, что они еще не могут понять. Родителей умиляет, когда их ребенок пересказывает басни Крылова или точно, в должном месте, переворачивает страницы книги. А между тем в этом нет ничего полезного для умственного развития ребенка. Он лишь механически, как эхо, иногда с большим трудом выговаривая, повторяет незнакомые слова, совершенно не понимая их смысла. Это приучает его бессмысленно воспроизводить непонятные слова, пользоваться ими, не зная их значения, перегружает его память.

  • \
  • Часто дети, которые без особого смысла много болтают, бывают особенно легко возбудимыми. Это объясняется тем, что у них преобладает односторонняя деятельность. Они главным образом разговаривают, рассуждают, но мало сами действуют, не умеют чем-либо сосредоточенно заняться. Поэтому им скучно, неинтересно в обычной обстановке, и они не могут быть без взрослых.
  • С ребенком 2—3 лет можно и нужно говорить и о том, что сейчас не находится в поле его зрения, что он видел сегодня утром на прогулке или даже некоторое время тому назад. Это упражняет не только его речь, но и память, учит вслушиваться в чужую речь и понимать ее без наглядного сопровождения.

  • Хорошо поговорить с ребенком, например, о том, что он видел 1—2 месяца тому назад, что было на празднике в яслях, на елке; можно зимой вспомнить о том, как летом жили на даче, и т. п.
  • Нельзя оставлять без ответа вопросы детей. Внимательные родители всегда постараются понять ребенка, ответить на его вопрос, удовлетворить своим объяснением его любознательность. Ребенок в таких случаях станет чаще к ним обращаться, что в свою очередь будет развивать его речь

  • Дети очень» любят слушать рассказы взрослых. При слушании рассказа у ребенка развивается не только речь, но и внимание, память.
  •  С большим удовольствием дети слушают рассказы из их жизни, о других детях, об известных им животных. Рассказ должен быть кратким, простым и понятным. Не нужно перегружать его лишними описаниями и рассуждениями. Чтобы приучить ребенка внимательно слушать, надо создать благоприятную обстановку: в комнате должно быть тихо и никто ничем не должен его отвлекать. Детям этого возраста нужно рассказывать сказки. Доступны и интересны им такие народные русские сказки, как «Волк и семеро козлят», «Курочка ряба», «Колобок», «Три медведя» и т. п.

  • Детям нужно читать стихи. Их радует ритм стиха, стихи обогащают детские переживания, развивают мышление, пробуждают любовь к художественному слову и родному языку.
  • Малышам нужно читать короткие стихи, несложные ритмически, с понятными ребенку образами. Это в первую очередь русские народные стихи, песни, прибаутки, например про кота, гусей, уточку и т. п. Есть и у русских классиков и у современных поэтов хорошие стихи для малышей.

  • Хотя специальных стихов для малышей не так много, но маленький ребенок и не нуждается в большом их количестве. Он с удовольствием повторяет по многу раз один и тот же стишок. И не нужно специально разучивать с детьми стихотворения, они сами их без труда запоминают, если стихи время от времени повторять.

ОШИБКИ  РОДИТЕЛЕЙ

  •  Дети учатся от взрослых не только словам, но и речевым оборотам, подражают даже их манере говорить. Поэтому нельзя разговаривать с детьми слишком громким голосом, так как иначе они тоже будут всегда кричать. Надо научить их выражать свои просьбы, желания спокойным тоном.
  • Недопустимо употреблять в присутствии ребенка те слова, которые мы не хотели бы слышать из его уст. Иногда отец ради шутки, научит ребенка произносить, например, слово «дурак», а потом начинают бранить его, если он произносит его в игре или при обращении к близким.
  • Некоторым родителям нравится неправильная речь их детей, и они сами стараются говорить с ними ломаным, «детским» языком. Иногда считают, что такой язык детям понятнее. Но это только задерживает освоение детьми правильного произношения. Известно, что малыши стремятся подражать тому, что слышат. Поэтому, говоря с ними, надо не только самим правильно, четко произносить звуки в словах, но и поправлять детей, если они говорят неправильно: «Послушай, как надо правильно сказать — «карандаш». Ну-ка повтори: «Карандаш». Ребенок обычно старается правильно повторить слово. Но не надо настаивать, если он иногда отказывается от этого.

Если ребенка учат говорить правильно, то к концу третьего года жизни он говорит довольно чисто.

Следует помнить, что не все трехлетние дети могут правильно произносить все звуки.

Но в то же время необходимо очень серьезно отнестись к тому, если трехлетний ребенок говорит еще невнятно, очень тихо и многие звуки произносит неправильно.

В этом случае надо обратиться к специалисту — логопеду.