Четверг, 25.04.2024, 22:08

Приветствую Вас Гость | RSS

ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

 

Материал подготовлен:

учителем-логопедом МБДОУ №168

Цинской Ю.Е.

 

Речь - это тонкий психологический процесс, формирующийся в первые годы жизни. Процесс формирования речи индивидуален и зависит от факторов: пол ребенка (считается, что мальчики начинают разговаривать позже чем девочки), социальная среда, психологический контакт с родителями, функционирование головного мозга, физиологическое развитие и другие факторы.

Родителям нужно следить за формирование речи и провоцировать ребенка произносить звуки и слоги. У ребенка так будет формироваться потребность в речевом развитии.

 Задержка речевого развития (ЗРР) - отставание речевого развития от возрастной нормы до четырех лет. Ребенок с ЗРР овладевает навыком речи так же, как и другие, но возрастные рамки сильно сдвинуты.

 Неврологи, логопеды, психологи и дефектологи считают, что от развития речи зависит психологическое развитие ребенка, развитие у него познавательных процессов (мышление, память, внимание, воображение).

 Причины возникновения ЗРР

1) Невостребованность речи (например, с ребенком не разговаривают или наоборот не дают возможности сказать - угадывают его желания).

2) Медленное созревание нервных клеток в головном мозгу, которые отвечают за речь (в основном проблема генетическая).

3) Поражения и заболевания головного мозга (травмы, гипоксия, инфекционные заболевания).

4) Нарушение слуха (если ребенок плохо слышит, то из-за этого возникают проблемы с правильным произношением слов).

 Признаки благополучного развития

речи у ребенка.

              Физическое развитие ребенка соответствует возрасту.

              У ребенка нет никаких неврологических заболеваний.

              Ребенок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми.

              Ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит.

              Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи.

              Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам.

 Признаки неблагополучного развития

 речи у ребенка.

              Ребенок развивается с задержкой.

              Ребенок перенес тяжелые заболевания.

              У ребенка есть неврологические заболевания.

              Ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит.

              Когда ребенок слышит просьбу «Повтори» или «Скажи это еще раз», он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто Вас не слышал.

              Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью («самостоятельный» ребенок).

              Ребенок одинаково активно общается со знакомыми и незнакомыми людьми.

              Ребенку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на одному ему понятном языке.

              На замечания «Скажи еще раз лучше» не реагирует.

              Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.

 Если вы обнаружили хотя бы один признак неблагополучного развития речи ребенка, значит, вашему ребенку необходима помощь!

 Занятия надо начинать как можно раньше.

  •  Если ребенок, имеющий сохранный физический слух, к 3 годам владеет только десятком лепетных слов, то в этом случае процесс овладения речью не просто задерживается по времени, но принимает искаженный характер.
  • К сожалению, в соответствии со сложившейся у нас традицией, родители и педагоги не используют возможности организации ранней помощи детям с речевыми проблемами и ждут, пока ребенку исполнится 3 года, и он заговорит сам. Очень редко эти ожидания оправдываются. Упущенное можно наверстать позже, но сделать это несколько сложнее.
  •  Как правило, отсутствие речи или ее недоразвитие сказываются в школьном возрасте, когда недостатки речевого развития не могут быть преодолены без специальной логопедической помощи. Отсутствие помощи в раннем дошкольном возрасте приводит к появлению целого ряда последствий недоразвития речи. Это нарушение процесса общения и обусловленные им трудности адаптации в детском коллективе и речевой негативизм, своеобразие эмоционально-волевой сферы, инфантилизм, вторичная задержка познавательной деятельности, трудности в овладении всей школьной программой, особенно по русскому языку.
  •  Влияние речевого дефекта на процесс формирования личности можно значительно ослабить или свести к нулю, если начать раннюю коррекцию. Это обусловливает необходимость проведения специальной работы по восполнению пробелов в речевом развитии детей. Эффективна коррекционная помощь, оказываемая в сензитивный для речи период: в возрасте от 2,5 до 5 лет, т.е. в период, когда идет активное становление речевой функции. Мы не столько исправляем речь, сколько формируем ее, направляя в нужное русло, стимулируя положительные проявления и затормаживая отрицательные. В результате можно добиться полной компенсации речевого недоразвития еще до поступления ребенка в школу.
  •  Необходимо отметить, что еще более эффективно возможно управлять процессом овладения речью в ранние сроки, начиная с одного года, когда у ребенка должны появиться первые лепетные слова. В этом случае появляется возможность «совпасть» с природными сроками формирования зачатков речи и избежать вторичных наслоений.

 Рекомендации для родителей

 • Для ребенка Вы являетесь языковым и речевым образцом; он разговаривает так, как говорят его домашние (интонации, тон, речевые и грамматические ошибки).

• Ребенок постоянно наблюдает, изучает окружающий мир и понимает гораздо больше, чем может сказать.

• Не «сюсюкайтесь» с малышом, который вышел из младенческого возраста, разговаривайте с ним спокойно, не растягивая специально слова и не замедляя речь.

• Вы должны обеспечить ребенка возможностью пользоваться каждым из 5и чувств: он должен видеть, слышать, трогать, пробовать на вкус, чувствовать окружающий мир.

• Поощряйте стремление задавать вопросы.

• Поощряйте любопытство и воображение.

• Всегда внимательно слушайте ребенка, разговаривайте с ним, не перебивая и не подгоняя.

• Читайте ребенку каждый день.

• Развивайте руки, мелкую моторику с раннего возраста (лепка,рисование, нанизывание, выразение, т.д.) - учеными доказано, что на кончиках пальцев малыша заложена основа речевого развития.

• Не обязательно находиться рядом с ребенком постоянно, достаточно быть в пределах его досягаемости. Важно качество, а не количество времени, которое родители уделяют ребенку.

• Не скупитесь на похвалу, поощрение, объятия.

• У ребенка должно быть достаточно новых впечатлений( но не слишком много).

• Поощряйте общение и игры с другими детьми.

• Пусть ребенок регулярно слушает кассеты с любимыми песенками, сказками, музыкой, стихами.

• Играйте вместе с ребенком, если он просит.

• Установите четкие правила, которых не должно быть слишком много, но они должны всегда выполняться.

Чем раньше вы обратите внимание на уровень развития речи вашего ребенка, чем раньше вы окажете ему помощь, тем эффективнее она будет.