Меню сайтаСтатистика |
Роль логоритмики в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи
Подготовили учитель – логопед Евстратова И. В., музыкальный руководитель Юркова Н. Н., МБДОУ №168 Зареченского района г. Тулы 2012 Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. Значительные трудности во владении навыками связной, грамотной, выразительной и эмоциональной речи у детей с общим недоразвитием речи обусловлены недостаточной сформированностью основных компонентов языковой системы, ее произносительной и семантической сторон. Наличие у таких детей вторичных отклонений в ведущих психических процессах (восприятии, внимании, памяти, воображении и д.р.), двигательной сфере создает дополнительные затруднения. Эти нарушение требуют специальной коррекции. Занимаясь детьми с ОНР, мы пришли к выводу, что одной из эффективных коллективных форм коррекционной работы с детьми с речевой патологией и представляют собой логоритмические занятия, основанные на тесной связи слова, движения, музыки. Именно музыка служит организующим началом и используется для упорядочения темпа и характера движения ребенка, развитие мелодико-интонационных характеристик голоса и координации речи и движения. На занятиях отрабатываются ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей. Речевой материал поэтапно усложняется. Многократное повторение изученного материала содействует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков. Логоритмические занятия способствуют развитию всех компонентов речи, слуховых функций, двигательная сфера, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей. В основе занятий лежит комплексно - игровой метод. Занятия построены на сказочных сюжетах, в соответствии с лексическими темами. Элементы логоритмики включаются и в другие виды коррекционно-развивающей работы (утренняя гимнастика, игровая деятельность, музыкальные и физкультурные занятия, фронтальные и подгрупповые, индивидуальные занятия и.т.д.) что говорит о тесном взаимодействии всех педагогов ДОУ и делает коррекционную работу более успешной. В тесном взаимодействии специалистов ДОУ учителя-логопеда, музыкального руководителя и воспитателя была разработана система занятий по логоритмике для детей с ОНР, для преодоления основных дефектов речи коррекции и развитии психофизических функций. Основополагающий принцип проведения занятий - это взаимосвязь речи, музыки и движения. Цель логоритмического воздействия - преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой в конечном итоге - адаптация к условиям внешней среды. Задачи логоритмического воздействия:
Принцип доступности - предполагает правильный подбор заданий, инструкций чередования упражнений их повторяемость. Все это определяется двигательными, речевыми и интеллектуальными возможностями детей. Логоритмическое занятие включает следующие элементы:
Для достижения оптимальных результатов логоритмических занятий, с нашей точки зрения, структура занятия может меняться и не всегда включать в себя все перечисленные элементы. На занятиях должна быть атмосфера радости и доброжелательности. Должны быть созданы условия для возникновения удивления интереса, радости и выражения своих чувств. Занятия должны помочь каждому ребенку обрести веру в себя, организовать ситуацию поиска, поощряя любое усилие, с его стороны радуясь его творческим успехам. Приложение: Упражнения на развитие зрительно – двигательных координаций. Дети идут по схеме, лежащей на полу и, наступая на изображение «шумящего леса», произносят : «Ш-Ш-Ш», наступая на изображения «жука» произносят: «Ж-Ж-Ж». Речевое упражнение «Совушка- сова» с имитацией движений в соответствии с текстом под музыкальное сопровождение. Игра «Жуки и комары». Развитие фонематического слуха, дифференциацию звуков Ж – З. Дети идут по кругу внимательно слушая логопеда , услышав в слове звук Ж – приседают «жуки», услышав в слове звук З – приседают «комары». Упражнения на развитие кинестетических ощущений, пространственной ориентации, релаксацию. Логопед. Превратимся в веточки, лежащие на земле. Дети принимают положение лёжа, соответственно схемам.
|
Вход на сайтПоискКалендарьАрхив записей
Друзья сайта |