Роль логоритмики в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи
Подготовили учитель – логопед Евстратова И. В., музыкальный руководитель Юркова Н. Н., МБДОУ №168 Зареченского района г. Тулы 2012
Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств.
Значительные трудности во владении навыками связной, грамотной, выразительной и эмоциональной речи у детей с общим недоразвитием речи обусловлены недостаточной сформированностью основных компонентов языковой системы, ее произносительной и семантической сторон. Наличие у таких детей вторичных отклонений в ведущих психических процессах (восприятии, внимании, памяти, воображении и д.р.), двигательной сфере создает дополнительные затруднения. Эти нарушение требуют специальной коррекции.
Занимаясь детьми с ОНР, мы пришли к выводу, что одной из эффективных коллективных форм коррекционной работы с детьми с речевой патологией и представляют собой логоритмические занятия, основанные на тесной связи слова, движения, музыки. Именно музыка служит организующим началом и используется для упорядочения темпа и характера движения ребенка, развитие мелодико-интонационных характеристик голоса и координации речи и движения. На занятиях отрабатываются ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей. Речевой материал поэтапно усложняется. Многократное повторение изученного материала содействует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков.
Логоритмические занятия способствуют развитию всех компонентов речи, слуховых функций, двигательная сфера, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей. В основе занятий лежит комплексно - игровой метод. Занятия построены на сказочных сюжетах, в соответствии с лексическими темами.
Элементы логоритмики включаются и в другие виды коррекционно-развивающей работы (утренняя гимнастика, игровая деятельность, музыкальные и физкультурные занятия, фронтальные и подгрупповые, индивидуальные занятия и.т.д.) что говорит о тесном взаимодействии всех педагогов ДОУ и делает коррекционную работу более успешной.
В тесном взаимодействии специалистов ДОУ учителя-логопеда, музыкального руководителя и воспитателя была разработана система занятий по логоритмике для детей с ОНР, для преодоления основных дефектов речи коррекции и развитии психофизических функций.
Основополагающий принцип проведения занятий - это взаимосвязь речи, музыки и движения.
Цель логоритмического воздействия - преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой в конечном итоге - адаптация к условиям внешней среды.
Задачи логоритмического воздействия:
- Развитие слухового внимания;
- Развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха;
- Развитие фонематического слуха;
- Развитие пространственной организации движений;
- Развитий общей и тонкой моторики , мимики, пантомимики;
- Формирование и развитие кинестетических ощущений;
- Развитие певческого диапозона голоса;
- Расширение и обогащение словарного запаса;
- Формировать навыки правильного звукопроизношения в различных формах и видах речи и развивать слухо-зрительно-двигательную координацию;
- Развитие психических функций;
- Воспитывать коммуникативные качества личности, чувство прекрасного через музыкальные образы.
- Принципы построения логоритмических занятий
Принцип доступности - предполагает правильный подбор заданий, инструкций чередования упражнений их повторяемость. Все это определяется двигательными, речевыми и интеллектуальными возможностями детей.
Логоритмическое занятие включает следующие элементы:
- Логопедическую, (артикуляционную гимнастику)
- Чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков, пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики рук.
- Упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующей возрастным особенностям детей, для мышечно - двигательного и координационного тренинга.
- Вокально-артикуляционные упражнения, для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него.
- Фонопедическое упражнение по методу В.Емельянова для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания.
- Песни и стихи, сопровождаемые движением рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга.
- Музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами развивающие чувство ритма.
- Музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве.
- Упражнения на развитие мимических мышц для развития эмоциональной сферы, воображения и ассоциативного образа и мышления.
- Коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения.
- Упражнения на развитие словотворчества, расширение активного словаря детей.
Для достижения оптимальных результатов логоритмических занятий, с нашей точки зрения, структура занятия может меняться и не всегда включать в себя все перечисленные элементы. На занятиях должна быть атмосфера радости и доброжелательности. Должны быть созданы условия для возникновения удивления интереса, радости и выражения своих чувств. Занятия должны помочь каждому ребенку обрести веру в себя, организовать ситуацию поиска, поощряя любое усилие, с его стороны радуясь его творческим успехам.
Приложение:
Упражнения на развитие зрительно – двигательных координаций. Дети идут по схеме, лежащей на полу и, наступая на изображение «шумящего леса», произносят : «Ш-Ш-Ш», наступая на изображения «жука» произносят: «Ж-Ж-Ж».
Речевое упражнение «Совушка- сова» с имитацией движений в соответствии с текстом под музыкальное сопровождение.
Игра «Жуки и комары». Развитие фонематического слуха, дифференциацию звуков Ж – З. Дети идут по кругу внимательно слушая логопеда , услышав в слове звук Ж – приседают «жуки», услышав в слове звук З – приседают «комары».
Упражнения на развитие кинестетических ощущений, пространственной ориентации, релаксацию.
Логопед. Превратимся в веточки, лежащие на земле. Дети принимают положение лёжа, соответственно схемам.