Меню сайтаСтатистика |
ТРУДНЫЙ ЗВУК «Л»
Материал подготовлен: учителем-логопедом МБДОУ №168 Цинской Ю.Е.
Звук Л’ появляется к 3 годам, звук Л к 4–5 годам. Чаще всего остаётся нарушенным твёрдый звук. Недостатки произношения этих звуков носят название ламбдацизма. . Недостатки произношения звука Л многочисленны, Здесь тоже отмечается отсутствие звука: "апа" (лапа), "ошка" (ложка), "юди" (люди); встречается "двугубное" или губно-зубное "л": вместо "л" слышится звук, средний между "у" и "в" - "уампа" или "вампа" (лампа), "уошка" или "вошка" (ложка); носовое "л", когда звук "л" заменяется носовым звуком "нг". Бывают и более редкие нарушения, например, звук "л" заменяется звуками "р", "д", "н", "й", "в" и т. д.
Нарушение Л может проявляться :
Причинами неправильного произношения звуков являются резко укороченная подъязычная связка, слабость мышц языка, нарушение фонематического слуха. Слова для диагностики
Особенности артикуляции. Положение губ нейтральное. Зубы сближены до расстояния 2-4 мм. Кончик языка поднят и прижат к основанию верхних резцов. Спинка языка опущена. Задняя часть языка поднята по направлению к мягкому небу. Боковые края языка опущены. Слабая струя воздуха проходит по бокам языка. Голосовые связки сомкнуты, производят голос. Характеристика: твердый (есть мягкая пара) звонкий согласный. При произнесении звука Ль положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются в стороны больше, спинка языка поднимается немного выше к твердому небу. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА 1. «Индюк». Приоткрыть рот, производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, добавить голос, пока не послышится: БЛ-БЛ-БЛ (как индюк болбочет). 2. «Параход гудит». Приоткрыть рот и длительно произносить звук Ы. 3. «Самолет гудит». Губы растянуты, при длительном произнесении звука Ы протолкнуть кончик языка между верхними и нижними резцами, удерживать его в этом положении. Слышится Л. 4. «Лошадка». Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку. 5. «Приклей конфетку». Положить широкий язык на верхнюю губу. На кончик языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить конфету к небу за верхними резцами. 6. «Вкусное варенье». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. 7. «Качели». Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам. Если вы добились правильного произношения звука «Л», приступайте к закреплению звука в речи. Неоднакратно повторяйте слоги и слова, находите место изучаемого звука в слове, сами подбирайте слова с заданным звуком, составляйте с ними предложения, разучивайте стихи и загадки, совершенствуйте произношение в чистоговорках и скороговорках, занимайтесь звуковым анализом. Последовательность работы по автоматизации звука.
1. Автоматизация звука в изолированном виде в играх на звукоподражание: Как гудит самолет? - л-л-л 2. Автоматизация звука в слогах и словах: открытых типа: согласный+гласный (ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ) включение отработанных слогов в слова (на всех этапах п.2) автоматизация в закрытых слогах типа: гласный+согласный (АЛ, ОЛ, УЛ, ЫЛ, ИЛ и т.п.) автоматизация слогов со стечением согласных типа: согласный+согласный+гласный (СЛА, ПЛА, ПЛО, КЛУ, СЛЫ и т.п.) 3. Автоматизация звука в предложении. 4. Автоматизация звука в тексте: заучивание стихов, чистоговорок, скороговорок. 5. Дифференциация (различение) звука со сходными по звучанию, артикуляции: Л-Р, Ль-Й
Книги: 1. Т. С. Резниченко, О. Д. Ларина Логопедия. Звуки "Л-Л'" (аудиокнига CD) 2. Сергей Михайлов Логопедия. Звук Л 3. Сергей Михайлов Веселая логопедия. Буква Л. Книжка с наклейками 4. И. В. Баскакина, М. И. Лынская Приключения Л. Логопедические игры |
Вход на сайтПоискКалендарь
Архив записей
Друзья сайта |