Меню сайтаСтатистика |
«Эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста» Материал подготовлен Воспитателем МБДОУ №168 Бобровой Людмилой Сергеевной Эмоциональное благополучие предусматривает удовлетворение потребности в общении, установлении доброжелательных взаимоотношений в семье, между детьми и педагогами в учебно-воспитательных учреждениях, создание благоприятного микроклимата в группах; создание благоприятных условий для пребывания детей в детском саду. Таким образом, оно зависит не только от культурных и индивидуальных особенностей ребенка, но и от оптимальности систем: «мать-дитя», «педагог-воспитанник». На эмоциональное благополучие детей влияют семейные отношения, полноценность семьи, педагог, методы и приемы воздействия на ребенка как в семье, так и в дошкольном учреждении, то есть формирующим фактором является сама жизнь, взаимоотношения в семье, окружающем мире. Последствиями эмоционального неблагополучия ребенка являются страх, депрессия, враждебность, агрессивность; Значит, при эмоциональном неблагополучии ребенок не может полноценно развиваться, поэтому дошкольное учреждение должно помочь ситуации. Психологическая поддержка – это один из приемов педагогического воздействия на ребенка, с помощью которого можно влиять на его эмоциональную сферу, закреплять положительные переживания и состояния; Значительную роль в этом играют родители и педагоги. Работа педагогов и родителей является целостным единым процессом, проходящим в разных педагогических системах (детский сад, дом). Педагог, как профессионал, должен управлять им на всех стадиях: и в детском саду, и в семье. Таким образом, при постоянной работе, направленной на формирование эмоционального благополучия детей можно достичь больших результатов в исправлении имеющихся эмоциональных проблем и их предупреждения; Наиболее адекватным для современной ситуации представляется личностно-ориентированное образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ребенка, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности. Чем меньше ребенок, тем сложнее определить «норму» эмоциональной жизни. Тем не менее приведем ориентировочные представления о здоровых и нездоровых эмоциональных проявлениях в разные возрастные периоды Признаки здорового эмоционального состояния От полутора до двух лет • все чаще играет и ведет себя «понарошку», в том числе изображая эмоциональные реакции; • начинает использовать для выражения чувств арсенал определенных жестов и интонаций; • время от времени, в состоянии огорчения или замешательства, ищет спокойствия и уединения; • развивает все большую способность распознавать эмоциональные состояния других людей (особенно родителей) ; • начинает все более подходящим образом и конструктивно реагировать на разные эмоциональные состояния других (особенно родителей) ; • разрабатывает вместе с родителями репертуар способов или «кодов» для передачи эмоций и чувств. От двух до трех лет • развивает способность «закатывать» вспышки гнева и успокаиваться после них; • все больше ведет себя так, чтобы проверить настроение и получить эмоциональный ответ других людей; • проявляет все больше воображения в игре и переживаниях; • пытается выражать свои чувства с помощью слов; • начинает беспокоиться о том, что могут произойти неприятные события; • ищет подтверждения благополучия своего и своих близких. От трех до четырех лет • все больше упражняется в управлении эмоциями; • пытается манипулировать эмоциями других (особенно сверстников) ; • проявляет интерес к своей половой принадлежности, что находит отражение в эмоциональном самовыражении; • проявляет больше привязанности к родителю противоположного пола, что может приводить к некоторой соревновательности и противоречиям в отношениях с родителем того же пола; • стремится к пониманию и обсуждению эмоций; • начинает проявлять заметный эмоциональный отклик (положительный или отрицательный) на сны. От четырех до шести лет • ищет конструктивный выход эмоциональному напряжению в спокойной и осмысленной форме (например, рисование или игра) ; • начинает высказывать суждения о причинах и проявлениях эмоций; • становится все более самостоятельным в плане получения удовлетворения и разрешения эмоциональных затруднений; • проявляет все большее сочувствие и интерес к другим людям (особенно сверстникам) ; • ищет и признает справедливость в эмоциональных конфликтах. От шести до семи лет • склонен проявлять крайние формы эмоционального ответа, например, неудержимый восторг вместо спокойной радости или истерический плач вместо просто грусти; • очень восприимчив к эмоциональным травмам; • может проявлять опасения перед посещением школы и испытывать в связи с этим отношение родителей к себе; • формирует многочисленные, относительно поверхностные и кратковременные взаимоотношения со сверстниками; • начинает включаться в «сексуальные игры» со сверстниками, чтобы удовлетворить любопытство, связанное с гениталиями; • чаще вступает в конфликты с братом или сестрой; • может прибегать ко лжи и воровству как форме противодействия и непослушания. Симптомы эмоциональных проблем От одного года до двух лет • склонность к уединению; • избыточное качание и позирование; • отсутствие видимой тревоги при разлуке с родителями; • чрезмерная отвлекаемость; • частая раздражительность, не поддающаяся успокоению (помимо периодических вспышек гнева) ; • лунатизм. От двух до трех лет • постоянная пугливость; • неудачные попытки заговорить; • неспособность сосредоточенно играть с чем-либо в течение десяти минут; • напряженные и длительные конфликты с братьями и/или сестрами; • избыточная активность; • повышенная гневливость и агрессивность; • медленное восстановление после вспышек гнева; • тяжелая и длительная реакция на разлуку с родителями. От трех лет до шести лет • частые случаи самонаказания и нанесения себе травм; • частые и тяжелые конфликты с другими детьми; • постоянное уединение, избегание контактов с другими детьми; • общая неспособность следовать правилам и указаниям; • нежелание разговаривать и договариваться; • внезапные, заметные и продолжительные периоды снижения общей уверенности в себе, невнимания или утраты интереса к окружающему; • постоянная меланхолия. |
Вход на сайтПоискКалендарьАрхив записей
Друзья сайта |